Цель: Краткое знакомство с иерархией объектов в системе Stratum. |
Перед началом работы необходимо:
Основные понятияСхема - это элемент модели, представляющий собой совокупность следующих составляющих.
Схема, как совокупность элементов и их связей, образует систему. Схема может обладать новыми свойствами, не присущими ни одному из составляющих ее элементов, но проявляющимися за счет их взаимодействия. Каждая схема закреплена за имиджем, который вместе с ней образует иерархию схем, как показано на примере. Контактная площадка
- это элемент схемы, предназначенный для
проведения связей по переменным между схемами
разных уровней иерархии. Контактных площадок
может быть несколько. Через одну контактную
площадку можно передать несколько переменных. |
Изучение иерархии схем на примере схемы D триггера. (схема trigger0)
На рисунке1 показана схема счетчика, собранная на основе D триггера.
Рисунок 1.
Известно, что работу D - триггера можно описать с помошью таблицы состояния - таблицы соответствия сигналов триггера на входе и выходе. Триггер описывается как отдельный элемент математической моделью.
Также триггер можно представить как совокупность логических элементов, связанных между собой определенным образом. При этом необходимо записать таблицы состояния для логических элементов и связать элементы друг с другом, тем самым создав структурную модель триггера. Такая модель представлена на рисунке 2.
Рисунок 2
В системе Stratum эта структурная модель реализована в схеме имиджа. Для просмотра схемы имиджа необходимо выбрать имидж, например имидж D-триггера, и выбрать в меню Формат пункт Редактировать схему..., либо нажатием правой клавиши "мыши" на изображение имиджа вызвать всплывающее меню, в котором выбрать пункт Редактировать схему.... Если у данного имиджа не существует схемы, то Вам будет предложено создать новую схему имиджа. При утвердительном ответе создастся пустая схема.
Замечание: для быстрого открытия схемы имиджа удерживайте нажатой клавишу Shift и выполните двойной шелчек левой клавишей "мыши" на изображении имиджа.
Замечание: иерархию схем в своем проекте вы можете проследить с помошью окна Иерархия проекта. Окно вызывается из меню Вид/Иерархия проекта.
Для связи переменных имиджа и переменных других имиджей, расположенных на схеме первого, использутся контактные площадки. Связь между контактной площадкой и имиджем проводится аналогично связи между двумя имиджами. При этом в диалоговом окне Свойства связи фигурируют переменные первого имиджа (имиджа со схемой) и вторго (имиджа в схеме первого). Пример на рисунке 3.
Рисунок 3
Замечание: Несколько имиджей можно быстро поместить в схему нового имиджа путем объединения этих имиджей в один. Для этого необходимо выделить нужные имиджи, правой клавишей "мыши" вызвать всплывающее меню и в нем выбрать пункт Конвертировать в один имидж.... Создается новый имидж, в схему которого помещаются выбранные Вами имиджи вместе со связями, соеденяющими их друг с другом. (Внимание! данная операция не совсем корректна, поэтому внимательно исследуйте полученный имидж на предмет ошибок)
Работа с иерархией схем на примере схемы D триггера.
Откройте в системе Stratum проект D - триггера из примера trigger0 и сохраните его в новом месте (Меню Файл/Сохранить проект как..., в диалоговом окне укажите путь и название каталога проекта). Откройте свой проект D - триггера. Все дальнейшие действия выполняйте со своим проектом.
Рисунок 4
На рисунке 4 выделены два одинаковых элемента электрической схемы D - триггера. Условно обозначим их как N - триггер. Создадим новый элемент (имидж) N - триггера и заменим им выделенные на рис. 4 элементы электрической схемы.
Создайте новый имидж с названием, например N_trigger. Перейдите в режим редактирования изображения имиджа и нарисуйте схематическое изображение N- триггера, например такое, как на рис. 5. В тектсе имиджа объявите переменные, соответствующие выводам триггера (Рис. 5). Создайте схему имиджа и скопируйте в нее элемент электрической схемы D - триггера. Для этого откройте схему D - триггера, выделите элемент электрической схемы с помошью "мыши", скопируйте в буфер обмена, перейдите в схему N - триггера и вставте из буфера обмена элемент электрической схемы. С помощью связей через контактные площадки свяжите переменные имиджей элемента электрической схемы с переменными имиджа N_trigger (рис. 5).
Рисунок 5
Готовый имидж N - триггера утановите на схему имиджа D - триггера вместо выделенных элементов электрической схемы D - триггера. Пример схемы смотрите на рисунке 6.
Рисунок 6
Правильность проделанной работы можно оценить, сравнив результаты работы (графики) вашего проекта и проекта trigger0. Проект trigger1 содержит все выше изложенные изменения.
На базе логических элементов соберите электрическую схему JK - триггера, схема которого представлена на рис. 7. Исследуйте работу JK - триггера, запишите таблицу состояния (таблицу соответтствия входных и выходных сигналов). Постройте модель JK - триггера на основе таблицы состояния (используйте условные операторы IF или SWITCH).
Рисунок 7