Даже про 5 января 2010 года глава департамента образования знает: у школьников будут зимние каникулы. А 1 сентября хоть какого далекого года дети пойдут в школу. Что бы ни происходило в стране и мире.
Главе департамента образования администрации Пермской области А. Л. Зимину не надо ходить к предсказателям, чтобы знать о будущем. Он вместе со своим ведомством это будущее создает уже сейчас.
- Александр Леонидович, сейчас много говорится о внедрении новых информационных технологий в образовании. Но ведь для этого необходимо серьезное техническое переоснащение школ.
- Наступивший 2003 год можно образно назвать годом "интервенции технологий". "Железа", как говорят компьютерщики, сейчас в школах много. Практически все школы обеспечены техникой. Но явно недостаточно программных продуктов. Не все учителя-предметники готовы к работе в новых условиях. Ведь речь идет не о преподавателях информатики. Пора вести разговор о перестройке преподавания общеобразовательных дисциплин. А здесь, кроме субъективной неготовности учителей-предметников, есть и совершенно объективные преграды. Мало программных продуктов - по предметам.
В прошлом году мы ограничили поставки учебников в школы. Время диктует новые требования: надо совершенствовать работу с новыми обучающими технологиями.
- Вы предполагаете "изгнать" из школы учебники?
- Естественно, нет. Учебник, конечно, из школы не уйдет. Может быть, никогда. Может быть, еще очень долго. Но надо готовить базу программных продуктов по общеобразовательным дисциплинам. Иначе о каких информационных технологиях мы ведем речь? Или снова хотим отстать от всего мира навсегда? Мы централизованно закупаем для школ программное обеспечение. Понимаете, у нас есть много энтузиастов среди директоров школ и учителей, которые по собственной инициативе норовят внедрить в школе непроверенные, где-то случайно приобретенные обучающие программы. А этот процесс нельзя пускать на самотек. Поэтому наша задача - обеспечить школы качественным программным продуктом, прошедшим необходимую экспертизу и гарантированно полезным! Мы ведем речь сейчас об учебниках нового поколения - электронных.
- Вы говорите об обеспечении школ Прикамья всем необходимым оборудованием для работы с новыми информационными технологиями. Но ведь мало просто поставить компьютеры...
- А кто вам сказал, что мы завезли коробки с компьютерами и предлагаем их использовать вместо пишущих машинок? Удалось решить вопрос с поставкой спутниковых антенн в 127 сельских школ области для доступа в Интернет. На эти цели привлечено из федерального бюджета около 2 милн рублей. Для школ Интернет будет бесплатным.
- Почему федерация так позаботилась именно о нашей области?
- Просто Пермская область победила в конкурсе субъектов Российской Федерации на право участия в реализации проекта "Информатизация системы образования", проведенном Министерством образования. Конкурс проводился по округам. Прикамье обошло в этом соревновании все другие регионы Приволжского федерального округа. Реализуется этот проект в рамках 3-го образовательного займа правительства РФ у Международного банка реконструкции и развития. Понятно, что одними деньгами (хотя это значительная часть решения проблемы) дело не сдвинешь. Нужно, чтобы вся эта дорогостоящая техника работала! И здесь решающее слово - за конкретным учителем, который должен все это освоить и научиться использовать в каждодневной деятельности.
- Бедный учитель! Он начинал работать, может быть, когда все это было только в фантастических фильмах, а сейчас от него требуют, кроме всех его прочих профессиональных качеств, еще и каких-то новых неведомых умений.
- Естественно, учителей надо сначала научить. Для этого мы уже создали 17 районных центров педагогической информации. Для школ - для учителей. В них осваиваются новые информационные технологии, электронные учебники. В них идет обучение учителей-предметников информатизации образования.
- Известно, что подписано соглашение между Пермской областью и Министерством образования РФ о поставке за счет средств федеральной программы развития образования 27 кабинетов, полностью оснащенных учебно-лабораторным оборудованием. Где будут размещены эти кабинеты? Когда они начнут работать?
- Уже пришло 2 контейнера. Некоторые задержки связаны с тем, что Москва все время меняла правила игры. А по поводу размещения -мы решили не дробить это оборудование, а создать 7 образовательных центров. Оснастить их одновременно кабинетами физики, химии и биологии, чтобы реально обеспечить возможность профильного обучения.
- И будет это, конечно, в Перми?
- Ничего подобного. Такое оснащение жизненно необходимо сельским школам. Эти 7 базовых школ равномерно распределятся по территории Прикамья. Скорее всего, это будут районные центры. Именно там - более квалифицированные педагогические кадры смогут обеспечить качественное профильное обучение школьников и профессиональную помощь коллегам. Какие именно районы получат такой подарок, - еще не решено окончательно. Но, повторяю, речь идет именно о сельских районах.
- Развивается не только технология обучения - меняется и содержание образования.
-Да, еще в 2001 году 12 школ Прикамья стали опытными площадками федерального эксперимента по совершенствованию содержания образования. Это и городские, и сельские школы. Для анализа результатов необходим широкий спектр образовательных учреждений. Ведь этот опыт надо будет проецировать. Поэтому принципиально важно, чтобы школы разных типов его нарабатывали.
...
из газеты Коммерсант от 6 февраля 2003г.